МБДОУ д/с «Светлячок» г.Цимлянска
|
|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» г. Цимлянска
|
ПРИНЯТ: педагогическим советом МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска Протокол №1 от 31.08. 2022 г. |
УТВЕРЖДЕН: Заведующий МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска Приказ 02.09.2022г. № 76 ___________С.И. Василенко |
ПОЛОЖЕНИЕ
о построении развивающей
предметно-пространственной среды
в групповых помещениях
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
д/с «Светлячок» г. Цимлянска
ПОЛОЖЕНИЕ
о построении развивающей предметно-пространственной среды
в групповых помещениях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с «Светлячок» г. Цимлянска
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г,
1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
2.Цель и задачи предметно-развивающей среды
2.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д).
2.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях:
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
3.Принципы построения предметно-развивающей среды.
3.1.Содержательно-насыщенности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
3.2. Вариативности, предусматривающий наличие в группе различных пространств, материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
3.3.Полифункциональности, предполагающий возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
3.4.Доступности, предполагающий доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
3.5.Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3.6. Безопасности, предполагающий соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды
4.1. Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста включает в себя следующие центры (Уголки) развития в соответствии с возрастом детей (приложение №1):
- книжный;
- познания («Учимся говорить», «Маленькие математики», «Мы познаем мир»);
- конструирования «Маленькие строители»;
-творчества «Маленькие художники»;
- музыкальной и театрализованной деятельности;
- игровой;
- двигательной активности;
- природы и экспериментирования;
- безопасности;
- патриотический.
4.2. Каждый центр имеет символическое обозначение
5.Контроль
5.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком о должностном контроле
5.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметно-пространственной среды возлагается на воспитателей.
5.3. Ответственность за контроль построения развивающей предметно-пространственной среды возлагается на старшего воспитателя.
Приложение №1
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении младшей группы
Книжный центр:
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
3. Фланелеграф.
4. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Центр познания:
«Учимся говорить»:
1. Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Дидактические игры по развитию речи («Чей малыш?», «Найди маму?», «Кто в домике живет?»)
5. Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин».
7. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа (существительных и др.).
«Маленькие математики»:
1. Наборное полотно, магнитная доска.
2. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета).
3. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.
4. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета).
5. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал).
6. Дидактические игры (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).
«Сенсорика»
1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
2. Мозаика большого размера.
3. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).
4. Разрезные картинки (2—4 части).
5. Простые крупные пазлы.
Центр конструирования;
1. Строительный конструктор с блоками большого размepa.
2. Строительный конструктор с блоками среднего размера.
3. Различные виды конструктора
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных и т. п.).
5. Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей.
Центр детского творчества:
1. Цветной мел.
2. Цветные карандаши.
3. Гуашевые краски.
4. Пластилин.
5. Цветная и белая бумага, картон.
6. Наклейки.
7. Самоклеящаяся пленка.
8. Кисти.
9. Поролон.
10. Клей.
Центр музыкальной и театрализованной деятельности:
1.Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики звучащими наполнителями.
2. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камушками, пшеном.
3. Маленькие ширмы для настольного театра.
4. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
5. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
Центр игровой:
1.Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола.
2. Комплект одежды для кукол по сезонам.
3. Комплект постельного белья для кукол.
4. Комплект мебели для кукол.
5. Коляски для кукол.
6. Наборы кукольной посуды.
7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин», «Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская»
8. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и портфели, детские зонты, бусы и т. п
Центр двигательной активности:
1. Мячи большие надувные (2—3 шт.).
2. Мячи малые и средние (по 4—5 шт.).
3. Обручи (3—4 шт.).
4. Флажки (8—10 шт.).
5. Ленты на колечках (8—10 шт.).
6. Тонкий канат, веревки.
7. Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.).
8. Массажные мячики (8—10 шт.).
9. Массажные коврики и ребристые дорожки.
10. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-гантельки (или мешочки) из пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.)
11. Забавная игрушка-кольцеброс.
Центры природы и экспериментирования:
1. Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика, резиновый коврик.
2. Халаты, шапочки.
3. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, перья.
4. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки.
5. Игрушки для игр с водой.
6. Комнатные растения по программе.
7. Лейка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.
8. Календарь природы.
Центр безопасности:
1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2. Атрибуты, знаки
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-алгоритм одевания.
4. Стенд для взрослых «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. стенд «Для Вас, родители» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-алгоритм умывания.
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении средней группы
Книжный центр:
1.Стеллаж для книг.
2. Стол и два стула, мягкий диванчик.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
5. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.
6. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
7. Книжки-самоделки.
Центр познания
«Будем говорить правильно»:
1. Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.
5. Настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)
7. Настенный алфавит, кубики с буквами.
«Учимся считать»:
1. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).
2. Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. «Волшебные часы» (времена года, части суток).
«Сенсорика»:
1. Мозаики большого и маленького размеров.
2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров.
3. Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов).
4. Пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры.
7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
8. Кубики с изображениями («Сказки» и т.д.)
Центр конструирования
1. Строительный конструктор с крупными мягкими блоками.
2. Деревянный конструктор со средними блоками.
3. Строительный конструктор с мелкими блоками.
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.).
5. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
6. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр творчества:
1. Восковые мелки, цветной мел.
2. Гуашевые краски.
3. Фломастеры.
4. Цветные карандаши.
5. Пластилин.
6. Клей.
7. Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, трафареты по темам.
8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки.
9. Ватман для рисования коллективных работ.
10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами.
Центр музыкальной и театрализованной деятельности:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки.
2. Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями).
3. .Большая складная ширма.
4. Маленькая ширма для настольного театра.
5. Стойка-вешалка для костюмов.
6. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
7. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).
Центр природы и экспериментирования:
1.Стол для проведения экспериментов.
2. Резиновый коврик.
3. Халатики, передники, нарукавники.
4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
5. Природный материал (песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди).
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).
7. Увеличительное стекло.
8. Игрушечные весы.
9. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
10. Игрушки для игр с водой и песком.
11. Комнатные растения с указателями по программе.
12. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.
13. «Алгоритм» ухода за растениями.
14. Журнал опытов.
Центр игровой (сюжетно-ролевых игр):
1. Большое зеркало.
2. Куклы разных размеров.
3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.
4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
5. Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.).
6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).
Центр двигательной активности:
1. Мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов.
2. Обручи.
3. Гимнастические палки.
4. Ленты разных цветов на кольцах.
5. Кегли.
6. Тонкий канат или цветные веревки.
7. Флажки разных цветов.
8. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках».
9. Кольцеброс.
10. Нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, и т.п.).
11. Ребристые и массажные дорожки.
Центр безопасности
1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2.Атрибуты, знаки
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-алгоритм одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. Стенд «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-алгоритм умывания.
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении старше-подготовительной группы
Книжный центр:
1.Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стула, мягкий диван.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Полка для постоянно сменяемых выставок.
5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов.
6. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы (репродукции картин известных художников).
Центр познания
«Будем говорить правильно»:
1. Полка или этажерка для пособий.
2. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Мыльные пузыри», надувные игрушки).
3. Предметные картинки и сюжетные картинки.
4. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
5. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, светофорчики, флажки и т.п.).
6. Дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова» «Подбери схемы», «Синий — зеленый», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «За грибами», «На полянке» и др.)
7. Лото, домино.
«Учимся считать»:
1.Счетный материал.
2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры
4. Наборы объемных геометрических фигур.
5. «Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели).
6. Счеты, счетные палочки.
7. Наборы развивающих заданий
8. Таблицы, схемы, чертежи для самостоятельной творческой деятельности детей.
9. Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол).
10. Дидактические игры, придуманные и сделанные самими детьми.
11. Математические лото и домино.
Центр конструирования
1.Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
2. Мелкий конструктор типа «Lego» или «Duplo».
3. Игра «Танграм».
4. Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
7. Кубики с изображениями.
8. Строительный конструктор (средний, мелкий).
9 Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
10 Транспорт мелкий, средний, крупный.
11. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, контейнеровозы).
12. Специальный транспорт («скорая помощь», пожарная машина и т. п.).
13. Строительная техника (бульдозер, экскаватор, подъемный кран).
14. Военная техника
15. Макет «Перекресток», действующая модель светофора.
16. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр творчества:
1. Восковые мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашевые, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты и другие материалы, необходимые для изготовления детьми поделок.
7. Контейнер с бусинками, контейнер с бисером.
8. Ватман
9. Кисти, палочки, стеки, ножницы.
10. Трафареты, печатки по темам.
11. Клей.
13. Доски для индивидуальной работы.
14. Емкость для мусора.
Центр музыкальной и театрализованной деятельности:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, пианино, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы).
2. Звучащие предметы-заместители.
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок и музыкальных произведений (по программе).
4. Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.
5. Стойка-вешалка для костюмов.
6. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.
7. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный).
8. Зеркало, парики
Центр игровой (сюжетно-ролевых игр):
1. Куклы — «мальчики» и «девочки».
2. Куклы в одежде представителей разных профессий.
3. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель.
4. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина», кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный).
5. Коляски для кукол.
6. Атрибуты для 5-6 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Библиотека, «Автомастерская», «Салон Красоты» и т.п.).
7. Предметы-заместители.
Центр двигательной активности:
1. Мячи средние, малые разных цветов.
2. Мячики массажные разных цветов и размеров.
3. Обручи.
4. Канат, толстая веревка, шнур.
5. Флажки разных цветов.
6. Гимнастические палки.
7. Кольцеброс.
8. Кегли.
9. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
10. Детская баскетбольная корзина.
11. Длинная и короткая скакалки.
12. Бадминтон, (городки).
14. Летающие тарелки (для улицы).
15. Ребристые дорожки.
16. Нетрадиционное спортивное оборудование.
Центр природы и экспериментирования:
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий.
3. Резиновый коврик.
4. Халаты, передники, нарукавники.
5. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
6. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
7. Пищевые красители.
8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
9. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.
10. Аптечные и песочные часы, безмен.
11. Магниты.
12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).
13. Соломка для коктейля разной длины и толщины.
14. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
15. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
16. Игра «Времена года».
17. Календарь природы, календарь погоды.
18. Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями.
19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы кисточки.
20. Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов» и т. п.).
21. Валеологические игры, экологические игры («Можно и нельзя», «Да и нет» и т. п.).
22. Емкость для мусора, инвентарь для уборки.
Центр безопасности
1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2.Атрибуты, знаки
3.Игры по направлению «Безопасность жизнедеятельности».
Патриотический центр:
1. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей г. Цимлянска, Москвы, российская атрибутика.
2. Карта Ростовской области, города Цимлянска.
3. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о нашем городе).
4. Глобус, детские атласы.
5. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Охота на мамонта» и т. п.).
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-алгоритм одевания.
4. Стенд для взрослых «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. Стенд «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-алгоритм умывания.
3. Пиктограммы в туалете.